• Александро-Невского Кафедральный соборАлександро-Невского Кафедральный собор
  • Въездной знак в городВъездной знак в город
  • Свято-Успенский Пустынский монастырьСвято-Успенский Пустынский монастырь
  • Праздник средневековой культурыПраздник средневековой культуры
  • Памятник Петру МстиславцуПамятник Петру Мстиславцу
  • Зажинки в МстиславлеЗажинки в Мстиславле
  • Районный исполнительный комитетРайонный исполнительный комитет
  • Детская школа искусствДетская школа искусств
Главная / Пустынский Успенский монастырь

Пустынский Успенский монастырь

История Пустынского Успенского монастыря как зеркало отражает историю Мстиславской земли.

В 1380 году во времена Великого княжества Литовского родоначальником князей Мстиславских Лугвением-Симеоном был основан Пустынский Успенский монастырь. Согласно преданию, в возрасте 30 лет Лугвен серьезно заболел, почти ослеп. Во сне старец сказал ему: «Если хочешь прозреть, иди в пустынь. Найди там криницу и омой глаза». Князь так и сделал. А когда зрение чудесным образом вернулось к нему, то первое, что он увидел, согласно легенде, была Чудодейственная икона Богородицы, явившаяся в листьях липы, которая росла над источником. На этом месте князь Лугвен велел основать монастырь, а над криницей поставил часовню. Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.

Мстиславская дружина под его предводительством мужественно сражалась против немецких крестоносцев в Грюнвальдской битве 1410 года. Стойкость мстиславцев на поле Грюнвальда - весомый вклад в общую победу над крестоносцами. Во времена Речи Посполитой монастырь находился под управлением Базилианского ордена, с 1839 года принадлежит православной церкви. Сегодня монастырь вновь действует, ведутся работы по его восстановлению.

Криница, из которой когда-то умывался князь Лугвен, не иссякает, не высыхает летом и не замерзает зимой. Бьет она и сейчас в маленькой церкви у подножия монастырского холма. Отведать целебной криничной воды и искупаться в ней едут не только из Беларуси, но и из России, Украины.

В ходе работ на стене одного из разрушенных зданий проступил образ Иисуса Христа, как знак святости дел по восстановлению монастыря.

Второй монастырь, основанный Лугвением-Симеоном в 17 километрах от Мстиславля - Онуфриевский, являлся также оплотом православия Мстиславских земель. Жители Мстиславщины до сих пор хранят в памяти предания и легенды о нем.

Мстиславские монастыри славились высокими звонницами, с которых, казалось, можно дотянуться до облаков чудо-колоколами, звон которых разносился на десятки километров, чудотворными иконами, святыми колодцами с целебной водой, излечивающей любые болезни. Древние монастыри, за свою многовековую историю неоднократно разрушались, потом вновь возрождались.

На территории Пустынского монастыря закончился ремонт фасада двухэтажного здания, расположенного около колокольни.

Полгода трудились строители над этим сооружением, чтобы придать ему прекрасный вид. Накрытая металлочерепицей крыша, гармонирует с оштукатуренными и покрашенными стенами и уже издалека притягивает взор путника. Отреставрированный двухэтажный корпус влился в ансамбль зданий монастыря и радует глаз приезжающих в обитель паломников и туристов.

Если бы могли эти стены поведать нам, что они видели за двести лет своего существования!

Из архивных данных известно, что во времена пребывания здесь базилиан совместно с постройкой Успенского собора (1801-1808 гг.) был возведен двухэтажный корпус для братии. Сохранились сведения, что во второй половине XIX в. он с шаткой деревянной пристройкой был в состоянии, требующем ремонта. К 1884 году здание было наполовину развалено, а в начале XX в. после реставрации к нему с торцов были присоединены два строения.

В 1870 году православным церковным братством при Пустынском монастыре с целью возвышения и укрепления духа православия и русской народности в здешнем крае против натисков враждебных им сил, а также для устранения в простом народе предрассудков против грамотности, было открыто церковно-поселянское училище для детей-сирот и детей из наиболее бедных семей. Разместилось училище в здании около колокольни (но из-за аварийного состояния строения к началу XX века училище было переведено в северное крыло братского корпуса, соединенного с Покровским храмом). После ремонта до революции в помещениях этого здания находилась двухклассная церковно-учительская школа с третьим земледельческим классом, реорганизованная в 1884 г. из церковно-поселянского училища.

В стенах этой школы в 1912 году учился будущий прокурор СССР В. Бочков, который посещал монастырь в 70-х годах.

После Октябрьской революции здание церковно-учительской школы послужило для размещения здесь Пустынской начальной школы. В 1918 году в Пустынской сельской школе трудился известный музыкант, классик белорусской музыки Николай Чуркин.

Здесь обучались дети из окрестных деревень, а с 1926 года и детдомовцы, проживавшие в кельях бывшего монастыря.

Примечательно то, что именно в этом здании находилась школа, поэтому безбожниками не была взорвана красавица-колокольня из-за боязни, что повредится учебный корпус.

Весной 1944 года, накануне операции «Багратион», в монастыре базировался женский авиаполк ночных бомбардировщиков.

После закрытия Пустынской средней школы, как и все монастырские строения, так и двухэтажный корпус, были разворованы, разломаны и пришли в аварийное состояние.

Когда в монастырь пришли первые жители, то единственной пригодной для жилья комнатой оказался учебный класс бывшей школы. Здесь же был обнаружен чудесным образом проявленный на стене лик Спасителя Иисуса Христа.

16 июня 2008 г. исполняется 5 лет как началось возрождение монастыря.

В его восстановлении принимают добровольное участие физические лица, частные предприниматели, оказывают помощь предприятия, организации, учреждения района и области.

Отстроенную заново церковь Рождества Пресвятой Богородицы и построенную купель осветил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

В настоящее время двухэтажный корпус, названный игуменским, является наиболее посещаемым паломниками и приезжающими в монастырь людьми.


Каждый желает посмотреть на образ Господа, помолиться около него, приложиться к лику и просто полюбоваться явленным чудом.